Сенсорная острота – это способность замечать внешние поведенческие признаки собеседников, следить за ними и наделять их смыслом. Калибровка – это настройка на состояние человека, на его внутренние переживания и эмоции, вызванные полученной извне информацией, в том числе и в результате наблюдения за собеседниками и их невербальными ответами и сигналами.
Проще говоря, умение замечать и собирать информацию из невербальных проявлений человека – это сенсорная острота. А способность обрабатывать эти данные, делать адекватные, соответствующие действительности выводы о внутреннем состоянии собеседника – калибровка.
Куда смотреть?
На что же в первую очередь стоит обращать внимание, чтобы быстро и безошибочно распознавать внутренние состояния? На изменение внутреннего состояния прежде всего указывают такие внешние проявления.
● Изменение дыхания (учащение, замедление, задержка, глубина): человек заволновался – и дыхание участилось, расслабился – дыхание замедлилось.
● Изменение цвета кожи (щек, ушей, лица в целом, шеи): смущение, гнев, страх – эти сильные эмоции выдает изменившийся цвет кожи (однако менее сильные эмоции и отражаются менее сильно, поэтому нужно чуть-чуть потренироваться, чтобы их замечать).
● Изменения мышечного напряжения (лицевых мышц, шеи, рук, ног, тела): не столь очевидно, но если при серьезном разговоре ваш собеседник (не дай бог начальник) сжимает кулаки, не оставляйте этот сигнал без внимания.
● Изменение жестикуляции и микрожесты: человек не только широко жестикулирует (машет руками, указывает, пытается изобразить в воздухе то, о чем говорит), но и имеет свойство лишь начинать движение, намекая полужестом на возможное движение – скорее всего, он волнуется или пытается что-то скрыть.
● Изменение позы, движения корпусом, микропокачивания. Так, резкое отклонение назад, «всплеск» всем телом выдают несогласие, недовольство; разворот всем корпусом к/от собеседника – расположение, приятие/неприятие слов или самого собеседника; если человек следит за своими жестами и мимикой или не хочет кивками выдать своего настроения, он может случайно выдать себя покачиваниями всего тела. ● Изменение мимики: положение бровей, форма губ, напряжение лба и т. д.
● Изменения голосовых характеристик: скорости, высоты, громкости и т. д.
Это основные индикаторы состояний. Но главное – смотреть нужно за изменениями. Главное правило: наблюдайте изменения. Именно изменения интересуют вас в первую очередь. А также во вторую. И в третью. Как только вы разовьете свою сенсорную остроту и освоите навык калибровки, вы сможете «ловить» состояния собеседников и малейшие их изменения по всем невербальным признакам или по тем из них, которые в данном случае у человека будут проявлены в большей степени.
Однако на этапе обучения (тренировки навыка) вам придется выбирать, на что обращать внимание, и оттачивать наблюдательность постепенно. В процессе обучения процесс калибровки сначала делается осознанным – вам сознательно придется решать, куда и когда смотреть, делать выводы, строить предположения, а затем их проверять. Со временем надобность в этом отпадет, когда с опытом навык калибровки станет совершенно естественным и перестанет осознаваться и будет неотъемлемой частью процесса вашего взаимодействия с миром. Это значит, что, когда вы будете видеть, слышать и чувствовать информацию от собеседников, вы будете сразу принимать решение, минуя осознанную оценку увиденного, анализ и выводы. Вот куда нужно смотреть человеку, тренирующему свою сенсорную остроту.
http://myshikos.ru/wp-content/uploads/2015/08/эмоции1.jpg
Конкретнее..
https://pp.vk.me/c626231/v626231888/23282/_ZkLbpRiPzE.jpg
● Шея: кадык горло напряжение цвет пульсация
● Руки: жесты тонус скорость плавность внезапность микромоторика непроизвольные подрагивания
● Ноги: положение тонус микродвижения направление стоп, коленей
● Туловище: положение разворот тонус микродвижения
О голосе
Есть еще один индикатор, который хоть и не популярен, но тем не менее является очень ценным и важным для нас. Люди склонны много внимания уделять словам и очень мало – голосу. А потому меньше всего умеют контролировать этот аспект невербального проявления эмоций. Слушайте, как собеседники произносят то, что они произносят. Уникальность голосовых калибровок заключается еще и в том, что прямой контакт с собеседником не нужен – не важно, стоите вы на расстоянии метра или тысячи километров от него! Когда вы общаетесь по телефону, вы можете очень точно определить, что происходит у человека внутри, по изменению характеристик голоса собеседника (тембра, скорости, громкости и пр.). Нужно только научиться замечать нюансы и сопоставлять получаемые данные. Старайтесь замечать малейшие изменения в ритме, высоте, скорости, громкости говорения, и вы получите уникальную, а порой бесценную информацию, которая для большинства участников разговора пройдет незамеченной. А значит, у вас будет преимущество!
http://cs618528.vk.me/v618528060/1075c/o4XOmGu8qOs.jpg
Источник: Оксана Лысенко - Как развить интуицию и скрытые способности